Корь, Краснуха, Паротит

КОРЬ

Вирус кори нестоек, быстро погибает во внешней среде, очень летуч. Заболеваемость невысока, что связано с увеличением количества иммунизированных против кори детей. В последние годы выявлена тенденция к росту заболеваемости корью. Болеют преимущественно дети старше 1-го года и взрослые. Источник инфекции — больной корью, передается инфекция воздушно-капельным путем, восприимчивость очень высокая.

Корь, Краснуха, Паротит  фото

В начале заболевания характерен катаральный синдром — конъюктивит, насморк, кашель, подъем температуры, на слизистой оболочке полости рта появляется сыпь, напоминающая манную крупу. Через 4-5 дней болезни появляется пятнисто-папулезная сыпь с характерной этапностью высыпания: в первые сутки — на лице и шее, на 2-е — туловище и плечах, на 3-и — предплечьях, кистях, бедрах и голенях. Имеется тенденция к слиянию, элементы крупные неправильной формы. На 3-4-й день сыпь начинает бледнеть, в той же последовательности, что и при возникновении. На месте элементов остается более или менее выраженная пигментация, может быть легкое шелушение. Через 10-15 дней пигментация исчезает.

Редко бывают специфические осложнения — коревая пневмония, коревой энцефалит, и часто неспецифические — присоединение бактериальной инфекции — отита, бактериальной пневмонии, а также обострение хронических соматических заболеваний.

Заразный период заканчивается на 4-й день от начала заболевания.

Для профилактики кори проводят иммунизацию детей в возрасте 1 года и ревакцинацию в 6 лет.

КРАСНУХА

Вирус краснухи летучий, неустойчивый, быстро погибает во внешней среде. Заболеваемость краснухой довольно высока. Болеют дети всех возрастов и взрослые. Источник инфекции — больной человек, пути передачи — исключительно воздушно-капельный. При заболевании беременных возможна передача инфекции от матери к эмбриону и плоду.

Опасна краснуха у беременных, особенно на ранних сроках, до 18 недель, из-за высокого риска развития у эмбриона и плода врожденной краснухи в результате чего ребенок может появиться на свет с врожденными пороками, объединенными в триаду Грегга: полная глухота, слепота и врожденные пороки сердца. Если беременная заболевает краснухой во вторую половину беременности, ближе к моменту родов, то заболевание большой опасности для жизни плода не представляет. Ребенок может родиться с типичной краснушной сыпью.

Разгар типичной формы болезни характеризуется сочетанием симптомов: сыпь, увеличение лимфатических узлов, слабо выраженная интоксикация и катаральные явления. Осложнения редки, но наиболее опасен краснушный менингоэнцефалит с тяжелыми грубыми остаточными явлениями.

Прививка против краснухи включена в календарь прививок вместе с корью и эпидемическим паротитом.

Женщинам детородного возраста, непривитым и неболевшим краснухой в детстве, рекомендуется провести вакцинацию против этой инфекции.

ПАРОТИТ

Вирус паротита неустойчивый во внешней среде. Зоболеваемость не высока. Болеют дети старше 1-го года и взрослые, привитые — реже. Источник инфекции — больной человек, основной путь передачи — воздушно-капельный, но возможно заражение через посуду и игрушки. Восприимчивость к паротиту высокая. Иммунитет стойкий, пожизненный.

В разгаре болезни появляется припухлость околоушных слюнных желез на фоне интоксикации. В области слюнных желез могут быть болевые ощущения, усиливающиеся при жевании и открывании рта. Припухлость околоушных слюнных желез придает ребенку характерный вид. Что нашло отражение в народном названии болезни - «свинка».

Корь, Краснуха, Паротит  фото

При осложненном течении заболевания могут развиваться менингоэнцефалиты, поражение поджелудочной железы, у мальчиков в препубертатном и, особенно, в пубертатном периодах вирус паротита может поражать яички т.е. развитие орхита, что нередко приводит в бесплодию. У девочек также могут поражаться яичники.

Активная вакцинация живой паротитной вакциной осуществляется детям в 12-15 месяцев, ревакцинацию выполняют в 6 лет. Если ребенок почуму — либо не был привит в этом возрасте, он может быть иммунизирован в любом возрасте до 6 лет. Разрешено сочетать с вакцинацией против кори и краснухи.