Музыкальная терапия

В разные периоды своей жизни человек может по-разному реагировать на трудности,проблемы, болезни. Плач младенца является сигналом для матери, который говорит о том, что ребенок испытывает дискомфорт: голоден , страдает от колик или замерзает в мокром белье. Покачивание младенца на руках родного человека, мелодия простой колыбельной песни убаюкивает и успокаивает малыша. В школьном возрасте дети очень любят не только слушать «модную» музыку, но и петь в хоре. Обратите внимание на лица детей, исполняющих хоровую музыку, даже самую простую. Они становятся поразительно похожи друг на друга своим выражением лица. Лица сосредоточены и ясны. Звучит музыка. « Я – инструмент, издающий эту музыку». Так повелось из древности, что музыка сопровождает человека всю его жизнь- и в радости, и в горе. Музыка успокаивает, музыка вдохновляет, музыка сострадает и лечит…

Музыкой может выступать звон колоколов в деревенской церкви, журчание воды в маленькой речушке, детский смех и тихий шепот, звук органа в католическом храме и звуки утреннего леса. Все эти звуки способны исцелять человека. Возникает вопрос: « Музыка является терапией?» Терапи́я (др.-греч. θερᾰπεία— «врачебный уход, лечение») — процесс, целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья.

Музыкальная терапия - это система психосоматической регуляции функций организма человека.

В медицине музыкальная терапия показана для:

  •    снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей;
  •    повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья;
  •    больных бронхиальной астмой;
  •    взрослых с отклонениями в развитии;
  •    контингента психиатрических больниц и клиник всех возрастных групп;
  •    лиц, страдающих психосоматическими расстройствами;
  •    пациентов реабилитационных центров, имеющих физические нарушения;
  •    престарелых и лиц, нуждающихся в постоянном уходе;
  •    детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и т. д.

 Музыкальная терапия  фото

Использование музыкотерапии с лечебными целями имеет тысячелетнюю историю. Многочисленные исторические описания благотворного влияния музыки свидетельствуют о больших возможностях музыкального воздействия. В Древнем Вавилоне жрецы-музыканты знали об облегчающем значении «отчуждения» тяжелых чувств и при траурных церемониях исполняли плачевные песни, дабы возникшую скорбь превратить в нечто «чуждое» для переживающей личности. В античности делили музыку на «музыку вселенной», «инструментальную музыку» и «musica humana» - музыку, звучащую в человеке. В частности, Герофилос (300г. до н.э.) ввел представление о музыке в пульсе, подобно ритму. Есть такой термин в медицине – «аускультация», то есть выслушивание шумов, пульса и т.п.

Музыкотерапия как средство «психического отвлечения» широко использовалась в психиатрических больницах отечественными учеными. Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Бине, Картье (1896), Менц (1895) показали, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее воздействие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы тембра и звука. В опытах И.Р. Тарханова (1893) частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.

Большее физиологическое влияние на кардиоваскулярную систему оказывали минорные тональности, диссонансы, низкие тона, в некоторых случаях – высокие звучания, популярная музыка. Дальнейшие исследования лишь подтвердили воздействие музыки на частоту пульса и дыхания. Общий результат исследований: сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыкотерапию, когда она доставляет удовольствие и создает приятное настроение; в этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды; при раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Под действием музыки изменяется тонус мышц, моторная активность. В настоящее время в клинических исследованиях выявляются возможности использования музыкотерапии при лечении больных с различными заболеваниями.

Во Франции в Национальном институте переливания крови во время операций звучит музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания. В ряде больниц Голландии практикуется музыкотерапия заболеваний сердечно-сосудистой системы. Низкочастотные музыкальные вибрации лечат органы тела, хотя они лежат ниже порога слышимости. А. Ноймайр, врач и музыкальный критик, пишет: «Сегодня известно – и не в последнюю очередь благодаря убедительным результатам наблюдений за Гербертом фон Караяном во время дирижирования – что при плавной мелодии и спокойном движении музыки в нашей вегетативной нервной системе преобладают парасимпатические механизмы, в то время как диссонансы, оживленные движения и быстрый ритм значительно сокращают симпатические реакции. Согласно новейшим исследованиям, особую роль играют при этом полипептиды, которые либо успокаивают определенные центры мозга, либо, наоборот, действуют возбуждающе. В последнем случае эмоциональное возбуждение душевного состояния усиливается и в экстремальном случае с тенденцией к агрессии может вызвать стремление к разрушению». Изучая влияние музыкальных воздействий на состояние студентов перед экзаменом, выявили, что определенным образом подобранные музыкальные произведения снимают предэкзаменационный стресс. 

В работе с посттравматическим стрессовым расстройством тоже можно использовать музыкотерапию, что с успехом делали в США после второй мировой войны. Однако, не всегда музыка в посткатастрофный период во благо. Бывает, что любая музыка, даже изоморфная (то есть подобная по эмоции), вызывает раздражение, особенно в фазе острого горя. С конца девятнадцатого века специалисты в области музыкального искусства, физиологии и психологии изучают механизмы влияния музыки на состояние человека и ее лечебное воздействие. Сложность состоит в том, что исследователи даже в рамках одной области часто приходят к противоречивым результатам, не говоря уже о том, что музыкальные теоретики используют методологические подходы и разрабатывают идеи совершенно не согласующиеся с физиологическими, например. То есть можно сказать, что вышеупомянутые специалисты в этих трех областях работают не согласованно, что и приводит к подобной проблеме. Так приятная для человека музыкотерапия, вызывающая эмоции радости, активирует фронто-медиальные области левого полушария, в то время как неприятная или грустная музыка возбуждает аналогичные области в правом полушарии. Это хорошо согласуется с данными о том, что левое полушарие ответственно за положительные, а правое – за отрицательные эмоции. Такая межполушарная асимметрия подтверждает гипотезу В. Хелер и Р. Дэвидсона об участии передних отделов коры в определении знака эмоции, согласно которой положительные переживания связываются с деятельностью передних отделов левого, а отрицательные – передних отделов правого полушария.

Таким образом, благозвучная музыкотерапия «настраивает» мозговую ритмику на более низкие частоты, что соответствует состоянию спокойного бодрствования, приятным, но не сильным эмоциям. Это особенно важно для больных с тревожными расстройствами и подобными заболеваниями, так как у них наблюдается ригидность ритмов мозга, ограниченность высокими частотами. Способность мелькающих световых стимулов «вызывать» навязанный ритм электроэнцефалограммы, определяемой частотой стимуляции, известна как реакция усвоения ритма. Она используется для диагностики реактивности мозговых структур при различных состояниях. 

Например, при шизофрении реакция усвоения ритма при музыкотерапии выражена крайне слабо. Аналогичные изменения возникают и в случае прослушивания ритмической звуковой стимуляции. Если иметь в виду жестко заданный и ярко выраженный ритмический рисунок, то можно сказать, что музыка тоже может вызывать «навязанные» ритмы соответствующих частот. Этим можно объяснить тот факт, что музыка, исполняемая в медленном темпе, действует успокаивающе. Существует точка зрения, согласно которой у музыкантов, а также вообще у людей творческих профессий, происходит повышение интеграции функций обоих полушарий.

Так, хорошо знакомые мелодии могут кодироваться в виде целостного образа, тогда как незнакомые мелодии требуют аналитического подхода. Установлено, что локализация активации в полушарии при прослушивании музыкальных произведений зависит от музыкальной грамотности слушателя. Более образованные, в музыкальном отношении, испытуемые, использовавшие аналитическую стратегию и умеющие обнаружить сходство и различие звуков в аккордах, по данным ПЭТ, показывают большее потребление глюкозы левым полушарием. У лиц, не имеющих музыкального образования, применение музыкотерапии усиливало метаболическую активацию, особенно в теменных и затылочно-височных областях правого полушария. Это подтверждено также исследованием, проведенным А.Р. Лурией и соавторами (1968) на восприятие известных музыкальных произведений музыкантами и людьми, не имеющими музыкального образования. Они показали, что не музыканты воспринимают музыку преимущественно височными и лобными долями правого полушария, тогда как при прослушивании этой же музыки у музыкантов участвуют аналогичные отделы левого полушария (ответственные в частности, за восприятие речи).

Сведения о музыкантах с односторонним поражением мозга подтверждают, что у них музыкальные способности сохраняются лучше, чем у других людей. К сожалению, таких случаев известно не много. Примером может служить композитор В.Я. Шебалин, который после левостороннего инсульта продолжал сочинять музыку, хотя способность говорить утратил. Данилова также предполагает, что у не музыкантов различные аспекты их музыкальных способностей связаны с разными полушариями и неодинаково страдают при одностороннем поражении мозга. «Музыканты-профессионалы, по-видимому, различаются между собой по степени использования способностей правого и левого полушарий, однако асимметрия в восприятии тонов, силы звука, аккордов, темпа и ритма у них, похоже, значительно меньше, чем у обычных людей. Накопленный у людей искусства творческий опыт усиливает структурно-функциональное сходство и взаимодействие полушарий».

Такой подход можно называть полушарным, так как в его основе лежит положение о том, что функция восприятия музыки связана с тем или иным полушарием. Есть несколько возражений относительно этого подхода. Во-первых, немало известных композиторов (Шуман, например) страдали шизофренией. Если рассматривать эту болезнь только с точки зрения физиологии нервной деятельности, то кроме прочих проблем, у подобных больных затруднены или нарушены межполушарные связи. Если музыкальное творчество улучшает интеграцию полушарий, то естественно предположить, что эти композиторы или исполнители должны выздоравливать или, по крайней мере, демонстрировать положительную динамику, чего чаще всего не происходит. Вторая проблема этого подхода лежит в том, что физиологи, исследуя музыкальное восприятие, берут нейропсихологическую парадигму полярных типов мышления (лево- и правополушарные типы), не используя какие-либо другие.

Согласно этой типологии Мендельсон и Гендель – левополушарные типы, в своем творчестве опирающиеся на рациональность, строгую логичность развертывания и ясность музыкальной структуры, «логики», а Дебюсси, Малер, Шуман – правополушарные, соответственно противоположные по качествам. Интересные случаи положительного влияния музыки на неврологических больных носят лишь описательный характер и остаются без должного объяснения, что именно происходит с физиологией мозга, каким именно перестройкам подвергается человеческий организм.

Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:

  • Контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
  • Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства.
  • Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы.
  • Контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
  • Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.
  • Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.
  • Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

 Музыкальная терапия  фото

Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.

Современная музыкотерапия представляет собой технологию разрешения медицинских, реабилитационных, развивающих, коррекционных, и воспитательных задач.

В начале 20-го века под руководством В. М. Бехтерева в 1913 г. в России было основано «Общество для определения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены». Первое упоминание о применении музыкальной терапии в журнале Американской музыкальной ассоциации датировано 1914 годом. Во второй половине XX века интерес к музыкальной терапии и механизму её влияния существенно возрос. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:

  • влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
  • индивидуальное влияние отдельных произведений композиторов;
  • влияние на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений;
  • перинатальная музыкотерапия.

Несмотря на то, что распространенность острых сосудистых нарушений в головном мозге (инсультов) и смертность от них достаточно велики, современная медицина обладает теми необходимыми методами лечения, которые позволяют многим больным остаться в живых. Что же потом? Какие условия и требования ставит перед больным его дальнейшая жизнь после инсульта?

Как правило, большинство из них навсегда остаются инвалидами, а степень восстановления утраченных функций полностью зависит от своевременной, грамотной и комплексной реабилитации.

При нарушении церебрального кровообращения с повреждением мозга происходит утрата различных способностей организма, связанная с поражением того или иного отдела центральной нервной системы. У большинства больных чаще всего нарушаются двигательная функция и речь, в тяжелых случаях пациент не может вставать, сидеть, самостоятельно принимать пищу и контактировать с врачами и родными. В такой ситуации возможность хоть частичного возврата к прежнему состоянию напрямую связана с реабилитацией после инсульта, приступать к которой необходимо по возможности с первых дней после начала заболевания.

Автор статьи: Кружковская Илона Олеговна – семейный психолог


Запишитесь на прием или узнайте подробную информацию об услугах по телефону +7(812) 777-0-379

Запись на прием


ФИО*
Ваш телефон (для уточнения информации с Вами свяжется наш специалист)*
ФИО доктора*
Специализация*
Вы посещали клинику ранее?
Комментарии (укажите удобную дату и время приёма, а также другие пожелания)*
 

* - обязательные поля

Возврат к списку