Витамин D: зачем он нужен? Открытия 21 века

Впервые витамин Д был выделен из трескового жира, затем витамин Д был получен из растительных масел и в 1937 году ученые впервые синтезировали витамин Д, который начал широко использоваться для лечения рахита, а также для его профилактики.

Долгое время считалось, что витамин Д - это "антирахитический" витамин и влияет только на обмен кальция и фосфора в крови и состояние костной ткани. Однако новейшие исследования 21го века показали, что это не так. У витамина Д открыто множество других биологических эффектов.

Один из них - иммуномодулирующее действие, благодаря чему он усиливает способность организма противостоять инфекционным заболеваниям. Учеными было доказано, что дети с достаточным уровнем витамина Д в крови в 2 раза реже болеют простудными заболеваниями.

Многочисленные исследования подтвердили противоопухолевое действие витамина Д, т.е. он оказывает протективное действие в отношении   ряда онкологических заболеваний, таких как рак предстательной железы, мочевого пузыря, молочной железы у женщин, 12 - перстной кишки, поджелудочной железы, печени, почек и т.д.

Положительное влияние оказывает витамин Д при лечение такого заболевания как рассеянный склероз. В исследованиях отмечается   уменьшение площади демиелинизации при приеме витамина Д.

Также доказано, что витамин Д положительно влияет на состояние сердечно-сосудистой системы. Исследования показали, что риск развития сердечно-сосудистой патологии (стенокардия, инфаркт миокарда, инсульт) в 2 раза выше у людей с низким содержанием витамина Д в крови.

Витамин Д играет большую роль в профилактике ожирения и инсулинорезистентности. Доказано, что витамин Д способен увеличивать синтез инсулина и изменять биосинтез в жировых клетках. Витамин Д является фактором профилактики развития сахарного диабета.

Кроме того, на сегодняшний день, витамин Д причислен к одному из препаратов первой линии для лечения псориаза.

Исследования подтвердили, что витамин Д способствует укреплению психического здоровья и используется для профилактики депрессивных состояний.

И это далеко не все биологические эффекты витамина Д. Изучение и исследования продолжаются. Наверняка в скором будущем нас ожидают новые открытия возможностей витамина Д.

На данный момент в России согласно нормативам физиологическая потребность в витамине Д для детей и взрослых до 60 лет составляет 400 МЕ (Международных Единиц) в сутки, для людей старше 60 лет - 600 МЕ в сутки.

Получить витамин Д можно с продуктами питания, путем инсоляции и приема препаратов витамина Д.

Содержание витамина Д в продуктах питания (Лесняк О.М., Беневоленская Л.И. ( 2009))

Продукты

МЕ

Масло печени трески, 1 столовая ложка

1360

Атлантическая   сельдь, 120 гр

680

Лосось (приготовленный), 120 гр

360

Сардины, консервированные     в масле, 120 гр

270

Цельное молоко, 1 стакан

98

Говяжья печень, приготовленная, 120 гр

30

Желток   1 куриного яйца

25

Масло сливочное, 20 гр

10

Исследователи предполагают, что пребывание на солнце около 5-30 минут с 9.00 до 11.00 и c 16.00 до 19.00 2 раза в неделю с открытым лицом, руками, ногами, спиной и без солнцезащитного крема является эффективным для достаточного синтеза витамина Д (Holick M.F. (2002)). Однако, несмотря на важность солнца для синтеза витамина Д, целесообразно ограничить подверженность кожи солнечному свету и УФ соляриев без фотозащитных мер в связи с тем, что УФ - излучение является канцерогенным фактором, т.е. способствует образованию рака кожи.

Поэтому сейчас предпочтение отдается пищевым факторам и приему препаратов витамина  Д.

По поводу приема препарата витамина Д, его дозировки, продолжительности приема необходимо проконсультироваться с врачом.

Однако могу сказать, что прием витамина Д необходим не только грудным детям для профилактики рахита, но и детям до 3 лет в осенне-зимний-весенний период, а также в периоды интенсивного роста, часто болеющим простудными заболеваниями и в некоторых других случаях.

В любом случае необходима консультация врача - педиатра или терапевта.

Будьте здоровы!

Заведующая педиатрическим отделением клиники АО «Поликлинический комплекс», врач-педиатр, Ратченкова Т.И.