Определение онкомаркеров

Онкомаркеры особые вещества, которые во многих (но не во всех!) случаях вырабатываются клетками опухоли в процессе их жизнедеятельности. Кроме того, они могут выделяться нормальными клетками организма в ответ на присутствие опухолевых клеток. Некоторые из них могут повышаться только при определенных видах злокачественных новообразований, другие – при различных опухолях.

Анализ крови на онкомаркеры – одно из самых популярных исследований, которые люди назначают себе «на всякий случай».

Есть множество материалов в интернете на эту тему, которые содержат, к сожалению, абсолютно ложные утверждения о том, что проверяя кровь на онкомаркеры, возможно обнаружить заболевание на ранней стадии.

На самом деле использование онкомаркеров для достоверного выявления рака не показало своей эффективности ни в одном исследовании, соответственно, они не могут быть рекомендованы для первичной диагностики онкологических заболеваний.

В онкологии определение опухолевых маркеров используется в следующих целях:

1. Оценка эффективности проводимого лечения – так как во многих случаях концентрация опухолевых маркеров тесно связано с имеющимся объемом опухолевой массы, снижение их концентрации на фоне лечения может быть свидетельством эффективности проводимого лечения. Справедливо и обратное - повышение концентрации онкомаркеров на фоне лечения может быть признаком прогрессирования опухолевого процесса.
  2. В некоторых случаях определение концентрации опухолевых маркеров в плазме крови применяется в процессе наблюдения за состоянием пациента после завершения этапа лечения для раннего выявления рецидива опухоли. Это может помочь своевременно начать лечение;
  3. При отдельных опухолях концентрация онкомаркеров используется для определения прогноза течения заболевания и выбора тактики лечения.

Опухолевые маркеры в небольшом количестве могут вырабатываться здоровыми клетками вне присутствия злокачественных клеток. Колебания их концентрации в пределах нормальных значений не является свидетельством наличия какой-либо онкологической патологии. Повышение концентрации онкомаркеров и выход её за пределы нормальных значений может быть обусловлен наличием неопухолевых заболеваний. К примеру, β-ХГ может повышаться при беременности, а АФП – при неопухолевых заболеваниях печени, например, вирусных гепатитах.

Хороший скрининговый тест, подходящий для раннего выявления опухолей, должен обладать высокой чувствительностью и специфичностью. К сожалению, опухолевые маркеры не отвечают таким высоким требованиям. На ранних стадиях опухолевого процесса их концентрация, как правило, остается низкой и определение онкомаркеров приводит к ложноотрицательным результатам. Повышение уровня онкомаркеров может быть вызвано неопухолевыми причинами, что также приводит к дополнительным трудностям в диагностике.

Тем не менее, опухолевые маркеры используются в некоторых случаях в процессе диагностики. Так, при выявлении новообразований в яичниках часто возникают диагностические трудности, связанные с тем, что биопсия этого органа, как правило, не производится. С целью отделения доброкачественных новообразований от злокачественных опухолей яичников разработан диагностический алгоритм ROMA, который на основании определения соотношения онкомаркеров HE-4 и CA-125 позволяет с достаточно высокой точностью определить вероятность наличия рака яичников.

Таким образом, определение концентрации онкомаркеров является широко применяемым диагностическим тестом в онкологии, однако не стоит забывать про ограничения этого метода. Само по себе повышение концентрации онкомаркеров не является диагнозом, равно как и нормальная концентрация опухолевого маркера не исключает диагноз рака. В некоторых случаях концентрация опухолевых маркеров остается нормальной даже на поздних стадиях рака. Кроме того, на ранних стадиях опухолевого процесса, концентрация онкомаркеров может не выходить за пределы нормальных значений. Результаты любых обследований должны быть интерпретированы лечащим врачом.

Есть ли исследования, которые действительно помогают выявить рак на ранней стадии?

Существуют исследования для выявления некоторых видов рака, которые показали свою надежность и действенность в больших эпидемиологических исследованиях и рекомендуются для применения в скрининговом режиме.

Так, например, Специальная комиссия США по профилактике заболеваний (United States Preventive Service Task Force — USPSTF) по результатам недавних клинических исследований рекомендует проведение низкодозовой компьютерной томографии для скрининга рака легкого. Низкодозовая КТ рекомендуется людям в возрастной группе от 55 до 80 лет и которые при этом имеют 30-летнюю историю курения или бросили курить не более, чем 15 назад. На сегодняшний день это самый точный метод для раннего выявления рака легкого, эффективность которого подтверждена с точки зрения доказательной медицины.

Ни рентгеновское исследование, ни тем более флюорография органов грудной клетки, которые применялись ранее, не могут заменить низкодозовую КТ, так как их разрешающая способность позволяет выявить только крупноочаговые образования, которые свидетельствуют о поздних стадиях онкологического процесса.

При этом взгляды на некоторые виды скрининга, которые массово применялись в течение нескольких десятилетий, сегодня пересматриваются. Например, раньше мужчинам врачи рекомендовали сдавать анализ крови на ПСА для скрининга рака простаты. Но последние исследования показали, что уровень ПСА не всегда служит надежным основанием для начала диагностических мероприятий. Поэтому сейчас мы рекомендуем сдавать ПСА только после консультации с урологом.

Для скрининга рака молочной железы рекомендации остаются прежними – для женщин, не входящих в группу риска по раку молочной железы, обязательная маммография после 50 лет раз в два года. При повышенной плотности тканей молочной железы (встречается примерно у 40% женщин) необходимо дополнительно к маммографии проводить УЗИ молочных желез с эластографией.

Еще одно очень распространенное онкологическое заболевание, которое может быть выявлено с помощью скрининга – рак кишечника. Иммуноферментный анализ кала на скрытую кровь 1 раз в 2 года; ректороманоскопия и/или сигмоскопия 1 раз в 3 года.

Для выявления рака кишечника рекомендуется колоноскопия, которую достаточно проводить раз в пять лет, начиная с 50 лет, в том случае если нет жалоб и отягощенной наследственности по данному заболеванию. По желанию пациента обследование может быть проведено под анестезией и не доставить никаких неприятных ощущений, при этом оно является самым точным и эффективном методом диагностики колоректального рака.

Сегодня существуют и альтернативные методики: КТ-колонография, или «виртуальная колоноскопия», позволяет провести исследование толстой кишки без введения эндоскопа - на компьютерном томографе. Метод обладает высокой чувствительностью: 90% при диагностике полипов более 1 см при продолжительности исследования около 10 минут. Ее можно рекомендовать тем, кто уже ранее проходил традиционную скрининговую колоноскопию, которая не выявила никаких отклонений.

На что стоит обратить внимание молодым людям?

Скрининг, который начинается в более раннем возрасте – это скрининг на рак шейки матки. Мазок на онкоцитологию (ПАП-тест), по американским рекомендациям, необходимо сдавать с 21 года. Кроме того, необходимо сдавать тест на вирус папилломы человека (ВПЧ), так как длительное носительство определенных онкогенных типов ВПЧ ассоциируется с высоким риском развития рака шейки матки. Надежным методом защиты от рака шейки матки является вакцинация девочек и молодых женщин против ВПЧ.

Могут ли онкологические заболевания передаваться по наследству?

Пример наследственного рака – это носительство мутаций в генах BRCA1 и BRCA2, которое связано с повышенным риском рака молочной железы и в меньшей степени с раком яичников. Всем хорошо известна история Анжелины Джоли, мама и бабушка которой умерли от рака молочной железы. Таким женщинам необходимо регулярно наблюдаться и проходить обследования молочной железы и яичников, чтобы предотвратить развитие наследственного рака.