Желчнокаменная болезнь: мина замедленного действия

15.11.2016

zhkb1Желчнокаменная болезнь хорошо знакома многим, ведь по данным статистики ею страдают около 15 процентов населения во всем мире. То есть практически в каждой семье есть человек, который на себе испытал грозные симптомы этого заболевания и, быть может, даже прошел операцию по удалению желчного пузыря. Можно ли избежать болезни и что делать, если камни в желчном пузыре все же образовались, какой вид операции предпочесть? С этими вопросами мы обратились к Сергею Федоровичу Басосу – хирургу, онкологу, заместителю главного врача по хирургии клиник «Современные медицинские технологии» (СМТ)

- Сергей Федорович, кто находится в группе риска по желчнокаменной болезни?

- В первую очередь женщины – они болеют в 8-10 раз чаще мужчин. На это есть свои причины - колебания гормонального фона, прием некоторых контрацептивов, беременность, вовремя которой плод оказывает давление на область печени. У мужчин провоцирующими факторами может стать неправильное питание, злоупотребление алкоголем и жирной пищей, малоподвижный образ жизни. Не стоит списывать со счетов и фактор наследственности, инфекционное поражение желчного пузыря, заболевания желудочно-кишечного тракта и печени, ожирение, которые тоже вносят свою лепту в запуск патологического процесса.

- Очевидно, что здоровый образ жизни, должен стать надежной профилактикой против этого заболевания…

- Здоровое питание, двигательная активность, соблюдение режима труда и отдыха, разумеется, принесут только пользу и будут способствовать сохранению здоровья. Однако сказать, что эти меры будут 100-процентной защитой, увы, нельзя.

Точно также нужно признать, что и попытки лечения желчнокаменной болезни терапевтическими средствами малосостоятельны. Точнее они подходят лишь для очень узкого круга пациентов с мягкотканными конкрементами, без кристаллической решетки. А таких счастливчиков совсем немного. Во всех остальных случаях альтернативы хирургическому лечению не существует.
- А когда именно нужно решаться на операцию? Сколько времени может пройти после обнаружения заболевания и удалением желчного пузыря?

- Чем меньше, тем лучше! Как и многие проблемы, камни в желчном пузыре до поры до времени могут не давать о себе знать, их обнаруживают случайно, например, во время планового УЗИ брюшной полости. И многие решают подождать, полагая, что пока не болит, то и делать ничего не нужно. Поверьте, дожидаться печеночной колики – плохая идея.

Однако многие пациенты живут с камнями годами и даже десятилетиями, заглушают приступы обезболивающими, легкомысленно полагая, что таким образом держат болезнь под контролем. А на самом деле, они носят в себе мину замедленного действия: очередной приступ может начаться в самый неподходящий момент и привести к серьезным осложнениями, которые потребуют масштабного хирургического лечения и серьезной реабилитации.

Поэтому очень важно провести операцию, в спокойном плановом режиме, не дожидаясь приступов и осложнений. Но, к сожалению, сегодня около 40 процентов пациентов поступает к нам на операцию по неотложным показаниям.

- Расскажите поподробнее, чем чреваты осложнения?

- Осложнения – это, прежде всего, ситуации, когда камни выходят за пределы желчного пузыря. Они закрывают внепеченочные протоки, т 12-перстную кишку, начинается так называемая механическая желтуха, а далее - билиарный острый панкреатит. Это очень серьезное заболевание, угрожающее жизни.

Но даже на фоне кажущегося спокойным течения болезни, внутри происходят весьма неприятные процессы. Длительное ношение камней в желчном пузыре приводит к отмиранию клеток поджелудочной железы, которые не восстанавливаются. Нарушается углеводный обмен: доказано, что среди больных желчнокаменной болезнью диабет развивается значительно чаще.

Вялое течение заболевания приводит к возникновению хронического панкреатита и … рака желчного пузыря – болезни, которая почти не поддается лечению.

Как видите, на одной чаше весов такой ворох потенциальных проблем, на другой – несложная лапароскопическая операция, которая давно признана золотым стандартом лечения желчнокаменной болезни.

- Операция – это всегда риски, некрасивые швы и долгая реабилитация…zhkb2

- Раньше все так и было, но с появлением лапароскопии ситуация радикально переменилась!

Сегодня это рутинная процедура с настолько минимизированными рисками, что срок госпитализации составляет всего один день.

Более того, в нашей клинике мы может предложить три варианта проведения операции, в том числе и такой, после которого вообще не остается никаких видимых следов на коже.

- Разве такое возможно?!

- Сегодня, да! Мы одни из немногих, кто обладает такой технологией. Давайте по порядку.

Традиционная лапароскопическая холецистэктомия проводится через 3 прокола в передней брюшной стенке. Это хорошо отработанный метод, у которого есть один недостаток – в рубцах могут иногда образовываться грыжи.

При расширении пупочного кольца, пупочной грыже или очень больших камнях проводится операция с доступом через пупок: разрез в 2-3 см выполняется под пупком, попутно устраняется грыжа. Такой метод практически не оставляет видимых рубцов.

И наконец, трансвагинальная методика позволяет проводить операцию через задний свод влагалища. Эта зона не имеет рецепторов, поэтому давно используется гинекологами для доступа в брюшную полость . Еще одни тонкий разрез в 5 мм, делается в пупке. В итоге, операция при высоком результате не оставляет совершенно никаких следов. Эту методику особенно высоко ценят женщины, которым важно сохранить красоту кожи.

- Как долго длится реабилитация после лапароскопической операции?

–Рана зашивается рассасывающейся нитью, снимать швы не надо. Дискомфорт сохраняется 3-4 после операции, затем 3-4 недели нужно соблюдать небольшие ограничения по диете, физической активности. Их кстати, мало кто соблюдает – пациенты просто забывают о том, что прошли операцию, ведь чувствуют себя хорошо. После удаления желчного пузыря люди полноценно живут десятилетиями.