Зачем нужна лихорадка

17.11.2016

Для некоторых родителей повышение температуры — признак, отделяющий состояние ребёнка «заболел» от «слегка простужен». При этом кто-то тут же старается сбить жар, кто-то ждёт - «пусть организм борется». Что же такое лихорадка и как к ней относиться?

Повышение температуры – это сигнал о неблагополучии в организме, но вместе с тем - защитная реакция в ответ на патологические процессы. Многие возбудители болезней при высокой температуре перестают размножаться, понижается их устойчивость к лекарственным препаратам. В прошлом некоторые инфекции даже лечили искусственным повышением температуры.

При лихорадке возрастает способность поглощать и переваривать микроорганизмы лейкоцитами, стимулируется выработка защитных антител - только при температуре выше 38,0 градусов начинает вырабатываться интерферон, который препятствует размножению бактерий и вирусов, в том числе вируса гриппа.

Есть и другая причина, заставляющая «уважать» лихорадку. При неосложнённом течении ОРВИ, температурная реакция, как правило, держится 2-3 дня. Если после одного-двух дней «мнимого благополучия» температура вновь начинает расти, это говорит о том, что присоединилась бактериальная инфекция, есть осложнения - необходимо назначить антибиотики. В этом случае, регулярно сбивая температуру, мы не повлияем на ход болезни и не устраним её причины, а только смажем её картину. Важно понимать: если лихорадка возвращается, обязательно нужно вызывать врача.

Важно:
Даже невысокую, 37,7-38,0 температуру рекомендуется снижать, если:
- возраст ребёнка до 3 месяцев
- у ребёнка когда-либо были судороги
- при ряде заболеваний сердца, лёгких, почечных и метаболических нарушений, острых неврологических заболеваниях и наличии некоторых других диагнозов.

Лихорадка лихорадке рознь
Возможны два типа гипертермии (жара): «розовый» и «белый».
Признаки «розовой» гипертермии: покраснение кожи, особенно лица, горячие наощупь кисти и стопы. Можно сказать, что ребёнок «весь горит».
Признаки «белой» гипертермии: горячий лоб, но при этом кожа бледная и «мраморная», конечности холодные. Ребенок может быть вялым или иногда наоборот, вести себя гиперактивно.

При «розовой» гипертермии:
До 38,5 градусов обычно достаточно раскрыть ребенка или раздеть до майки и трусиков, обтереть тело влажной тканью (смоченной водой температуры чуть выше комнатной - 31-32 градуса). Можно прикладывать смоченную водой марлю ко лбу, локтевым сгибам, в области паха, под коленками (места наиболее близко расположенных к поверхности магистральных сосудов). Это увеличивает теплоотдачу, и температура снижается.
Чтобы решить, нужно ли жаропонижающее, следует ориентироваться не только на высоту температуры, но и на то, как ребёнок её переносит, учитывать его возраст и особенности. У детей первых 2-3 месяцев жизни высокая температура часто свидетельствует о тяжелой инфекции. Поэтому необходимо как можно быстрее показать младенца врачу и следовать всем рекомендациям.

Если до повышения температуры ребёнок был здоров и если он старше 3 месяцев, при температуре до 38,5 жаропонижающее потребуется только в том случае, если малыш плохо переносит лихорадку.

При «белой» гипертермии:
Не рекомендуется использовать физические методы охлаждения ребенка (обтирание). Наоборот, необходимо одеть малыша (колготки, носочки, кофточку) и после этого дать препарат, который способствует снятию сосудистого спазма, и, следовательно, увеличению теплоотдачи. Чаще всего для этого используется но-шпа. Через 15-20 минут, после того, как спазмолитик начнет действовать, дают жаропонижающее средство (парацетамол или нурофен).

Чем сбивать температуру?
Наиболее безопасным жаропонижающим средством для маленьких детей является парацетамол. Он обладает централизованным воздействием и оказывает наименьшее, по сравнению с другими препаратами этой группы, побочное действие на различные органы и системы. Парацетамол обладает и обезболивающим действием, снимает головную боль, «ломоту». Однако, как с любым лекарством, очень важно соблюдать возрастные дозировки.

Более сильным жаропонижающим, противовоспалительным, болеутоляющим действием обладает нурофен. Однако он может в большей степени давать нагрузку на печень, чем парацетамол, его следует с осторожностью использовать у детей с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Ещё более выраженным жаропонижающим действием обладает анальгин, но его детям дают только в крайних случаях (неотложная помощь) и не более двух раз в день в течение 1-3 дней. Это связано с его способностью вызывать тяжелые поражения кроветворной системы, особенно, если его дают без соблюдения дозировок или длительное время.
Аспирин совсем не должен использоваться у детей для снижения температуры. Его применение может приводить к развитию синдрома Рея - тяжелейшего поражения печени и головного мозга.

При повышении температуры необходимо обязательно вызвать врача на дом, который в зависимости от наличия того или иного заболевания даст рекомендации и назначит лечение.

Татьяна Ратченкова, педиатр, ведущий специалист и заведующая педиатрическим отделением Клиники СМТ.

51