Первый в городе Центр по Лечению и Оздоровлению часто болеющих детей

17.11.2016

chbdtВ декабре 2016 года на базе одного из крупнейших в Санкт-Петербурге коммерческих медицинских центров «Современные медицинские технологии» на Московском проспекте, 22 начинает свою деятельность первый Городской Центр по Лечению и Оздоровлению часто болеющих детей (ЧБД).

ЧБД - одна из самых актуальных проблем современной педиатрии. По российским данным, доля ЧБД в детской популяции колеблется в широком диапазоне – от 15 до 75 %, не имея тенденции к снижению. На консультативном приеме в Приморском районе СПб ЧБД составляют 62%.

Большинство ЧБД переносят более 7-10 респираторных инфекций в год, осложненных бронхитами, отитами, синуситами, пневмониями и т.д., что не позволяет восстановиться иммунной системе ребенка после заболевания.
ЧБД не учитываются в стат.талонах, не проходят диспансеризацию, как это было ранее, а оздоровительные мероприятия получают спорадически, бессистемно, в зависимости от настойчивости родителей и возможностей поликлиник. Возможности детских поликлиник для оздоровления ЧБД в настоящее время скромные: реабилитационные отделения имеют малую мощность. Можно сделать вывод, что ЧБД стали «беспризорниками» в системе современного детского здравоохранения. В то же время, перспективы ЧБД без грамотного своевременного вмешательства - это хронические заболевания с выходом на инвалидность.

Реально работающих практически значимых программ обследования, лечения и оздоровления ЧБД до последнего времени не было. Педиатры не знают, что делать с этими детьми! В результате детям бессистемно назначают антибиотики, иммуномодуляторы, синтетические витаминно-минеральные комплексы и другие лекарства, что еще больше нарушает состояние иммунной системы и обмена веществ организма ребенка.

Система детской санаторно-курортной службы в стране за последние десятилетия значительно пострадала. Качественно оздоравливать детей стало практически негде.

Кроме того, ЧБД – это еще и социально значимая проблема, это одна из основных причин больничных листов матерей, что нарушает экономический и психологический статус семьи.

Еще в 2011 году в Санкт-Петербурге врачом-педиатром, к.м.н. Мамаевой М.А. была разработана Программа обследования, лечения и оздоровления ЧБД и совместно с результатами исследований ученых Горного университета, изучавших влияние среды обитания на здоровье детей в СПб, эта программа была представлена в качестве пилотного проекта на Круглом столе в Законодательном Собрании СПб. К сожалению, тогда пилотный проект не был реализован, несмотря на одобрение научного и медицинского сообщества города.

Тем не менее, Издательский Дом СТЕЛЛА за последние годы выпустил 4 тиража методических пособий, содержащих основы Программы работы с ЧБД. Пособия пользуются большой популярностью у педиатров и узких специалистов. Была наработана статистика. И программа, таким образом, на практике доказала свою эффективность.

Согласно результатам исследований, основой частой простудной заболеваемости детей являются не сами по себе «иммунодефицитные состояния», а вполне банальная патология, которая должна выявляться уже на первичном амбулаторном этапе, однако не выявляется годами, приводя к стойким нарушениям обмена веществ в организме ребенка. Основной перечень этих патологических состояний и частоту встречаемости приводим ниже:

• Паразитозы – 42%
  • Хронические очаги инфекции ЛОР-органов (синуситы, тонзиллиты, аденоидиты) – 36%
  • Гиперплазия лимфоидной ткани без инфицирования как аномалия конституции – 22%
  • Аллергические заболевания – 56%
  • Заболевания желудочно-кишечного тракта (дисбактериоз кишечника, ДЖВП, хронический гастродуоденит, нарушение функции поджелудочной железы) – 100%
  • Инфекции мочевой системы – 18%

На основе данных исследований был разработан диагностический алгоритм, который включает: клинический анализ крови, общий анализ мочи, копрограмму, анализ на паразитоз (ПЦР кала, микроскопия), посев кала на дисбактериоз кишечника с тестированием на чувствительность к бактериофагам, кишечным антисептикам, пробиотикам, мазок из зева, носа на флору. Риноцитограмму, посев мокроты, УЗИ органов брюшной полости, почек и мочевого пузыря, спектральный анализ волос на минералы, а также консультации специалистов - ЛОР-врача, стоматолога, невролога, физиотерапевта, по показаниям - инфекциониста, аллерголога, гастроэнтеролога, диетолога, эндокринолога, кардиолога, гинеколога или андролога. По показаниям: иммунологическое обследование.

Именно по такому алгоритму будут проходить обследование дети в первом Городском Центре Здоровья ЧБД на Московском, 22 и получать полноценное лечение в зависимости от выявленной патологии. Центр оснащен современной диагностической аппаратурой, имеет свою лабораторию, в штате – высоко квалифицированные специалисты. В основе работы центра – авторская программа по работе с ЧБД к.м.н. Мамаевой М.А., которая и будет координировать ее реализацию на практике. Центр Здоровья ЧБД базируется в педиатрическом отделении Клиники «СМТ», которым руководит Ратченкова Т.И. Здесь ведут прием педиатры и узкие специалисты, ежедневно работает прививочный и процедурный кабинеты.

Центр на Московском, 22 имеет и свое отделение реабилитации, где планируется проводить курсы реабилитации ЧБД, для этого есть все необходимое. В курс реабилитации продолжительностью 1,5 – 2 месяца будут включены: ЛФК, ФТЛ, общеукрепляющий массаж, апитерапия, гирудотерапия, ингаляции, галокамера, фитотерапия и т.д.

В программе оздоровления ЧБД предусмотрено и санаторно-курортное лечение. Планируется проведение консультаций по выбору профильного курорта, оздоровительной программы с учетом всех показаний и противопоказаний. Центром будет осуществляться организация санаторно-курортного лечения детей с родителями в России и за рубежом. В настоящее время уже организуются группы для оздоровления на курорты Венгрии и Сербии.

Уже начиная с декабря 2016 года на базе Клиники «СМТ» будут проводиться первые педиатрические школы по работе с ЧБД, а также школы для родителей.

Приглашаем к сотрудничеству педиатров города и области!

Тел. для записи на прием: (812) 777-9-777

Литература:
Мамаева М.А. Часто болеющие дети: программа обследования, лечения и оздоровления (методическое пособие для врачей-педиатров). – СПб: Издательский Дом СТЕЛЛА, 2014. – 60 с.

SMT all