Для тех, кто хочет жить долго.

07.12.2016

kochatkovaКак с помощью скрининга можно спасти жизнь?

По статистике от рака в России ежегодно умирает 300 000 человек. Поэтому людям старше 40 лет врачи настоятельно рекомендуют проходить плановый скрининг. Дело в том, что ранее выявление рака значительно увеличивает шансы на полное восстановление организма от болезни. О том, что представляет собой скрининг и насколько он необходим, рассказала врач-онколог клиники СМТ Анна Александровна Кочаткова.

- Что представляет собой скрининг и для чего он нужен?

- Скрининг - это ряд мероприятий, направленных на выявление онкологического заболевания до момента его клинического проявления, т.е. на ранних стадиях. Это алгоритм, включающий в себя лабораторную, инструментальную и клиническую диагностику. Лабораторные исследования - это, прежде всего, анализ крови на определение уровня онкомаркеров у мужчин (ПСА), выполнение клинического анализа крови, анализ кала на скрытую кровь. Для мужчин уровень ПСА (простатический специфический антиген), исследую с целью диагностики рака предстательной железы. Делать окончательные выводы на основе лабораторного скрининга нельзя. Необходим осмотр врача и дополнительное инструментальное обследование. Так, для точной диагностики рака легкого используется обзорная рентгенография и низкодозовая компьютерная томография (для курильщиков со стажем больше 20 лет). Женщинам выполняют маммографию молочных желез или ультразвуковое обследование в зависимости от возраста женщины.

- Какие категории людей относятся к зоне риска?

В первую очередь в зону риска попадает наследственно отягощенная группа, у родственников пациентов, у которых была выявлено онкологическое заболевание, особенно в молодом возрасте. Скрининг для пациента с высокой вероятностью развития рака должен выполняться на 5 раньше возраста, в котором рак был выявлен у родственника. Скрининг важен для людей, имеющих контакт с вредными веществами, газами, имеющих вредные привычки (табакокурение).

- Сегодня онкологические заболевания стали диагностировать чаще?

- Да. Эта общемировая тенденция во многом связанна с появлением более точной диагностики, позволяющей выявлять онкологические заболевания на ранних стадиях. Кроме того, рак молодеет. Это также связано с влиянием вредных факторов (внешняя среда, питание, фоновые заболевания, вредные привычки, иммунодефицит, хронические стрессы). К сожалению, мы стали чаще сталкиваться с раком в возрасте 30-40 лет.

- Люди к вам обращаются чаще по направлению врача или по собственному желанию?

- В последнее время увеличилось количество пациентов, приходящих с целью провести профилактический скрининг. Многие идут обследоваться, узнав, что кто-то из их знакомых или близких болен раком. Многие приходят от специалистов смежных специальностей (гинекологи, эндокринологи, дерматологи, эндоскописты). Мы, конечно, рекомендуем уделять особое внимание плановым проверкам. Дело в том, что опухоль на ранней стадии обычно не беспокоит пациента, поэтому заметить самостоятельно ее практически невозможно..

Буквально этим летом к нам обратилась пациентка в возрасте 54 лет для выполнения планового обследования. Маммограма выявила у женщины двусторонний рак молочных желез на ранней стадии. Перед операцией пациентке был назначен курс химеотерапии. После выполнения органосохраняющих операций на молочных железах, она прошла курс лучевой терапии. Сегодня пациентка чувствует себя хорошо, она социально адаптирована и сохраняет оптимистичный настрой. Прогноз благоприятный. Это пример, когда скрининг дал человеку шанс продлить жизнь и улучшить качество своей жизни в будущем.