Жизнь стоит того, чтобы за нее бороться

04.04.2017

В массовом сознании онкологический диагноз сродни смертельному приговору и мифов вокруг этой отрасли медицины столько, что многие до последнего оттягивают визит к врачу, лишь бы не услышать роковых слов о наличии опухоли. Между тем болезнь может быть полностью излечена, особенно, если обнаружить ее на ранних стадиях, говорит врач онколог, хирург, канд.мед.наук, Клиники "СМТ" на Московском, 22, Ярослав Владимирович Шапкин.

Жизнь стоит того, чтобы за нее бороться  фото

- Несмотря на то, сегодня создано столько эффективных методов лечения, слово «онкология» до сих пор очень пугает людей. Почему так происходит?

- Долгие годы отечественной медицине запрещалось оглашать больному онкологический диагноз. Сейчас мы обязаны сообщать его пациенту, но больные редко рассказывают о своей болезни окружающим: боятся, что их сочтут «заразными», или опасаются, что работодатель избавится от сотрудника с таким заболеванием. И выходит что пациенты, которые выздоровели, искренне считают, что рака у них не было, или пытаются убедить в этом других. А если пациент умирает, то его диагноз становится известен всем. В результате у людей перед глазами почти нет примеров излечения от онкопатологии. А с позиции человека далёкого от медицины очень важны именно личные положительные примеры – из круга знакомых, или героев газетных страниц и экрана. Как тут не вспомнить побывавшего пациентом онкологов (и выздоровевшего!) А.И. Солженицына, написавшего «Раковый корпус» - одну из лучших, по моему мнению, художественных книг о медицине, вышедшую из-под пера не медика.

- В понимании обычных людей, лечение от рака чуть ли не мучительнее чем сама болезнь: операция, химиотерапия и облучение переносятся очень тяжело, а человек навсегда становится инвалидом. Может быть пора развенчать этот миф?

- Лечение онкологических заболеваний процесс не простой, однако, жизнь стоит того, чтобы за неё бороться. С каждым годом появляется всё больше химиотерапевтических препаратов, обладающих минимальными побочными эффектами, радиологи научились прицельно воздействовать на некоторые новообразования, а в арсенале онкологов-хирургов всё шире применяются органосохраняющие методы. Так при своевременном выявлении рака груди удаётся не только избавить женщину от опухоли, но и воссоздать форму молочной железы средствами пластической хирургии.

Сегодня наш пациент – это далеко не всегда обитатель больничной койки, многие процедуры проводятся в амбулаторном режиме, люди сохраняют активность, возможность работать, полноценно отдыхать и общаться с близкими.

- Можем ли мы говорить, что чем раньше выявлен рак, тем больше шансов на полную победу над болезнью?

- Да. Лечение, начатое на ранней стадии, позволяет минимизировать объём лечебного воздействия и получить лучшие результаты. Для большинства форм злокачественных новообразований лечение в первой стадии обеспечивает пятилетнюю выживаемость (синоним выздоровления в онкологии) у 90 – 95 процентов пациентов.

Вот простой пример: пациент поступает с кишечной непроходимостью, вызванной раковой опухолью толстой кишки. Несколько лет назад его уженемного беспокоил живот, был даже эпизод примеси крови в кале, но больной подумал, что это геморрой – пройдёт. Теперь ему предстоит экстренная операция, несколько госпитализаций для проведения химиотерапии, еще одна операция. И вот, где-то через полгода, наш пациент относительно здоров, избавлен от опухоли и наблюдается у онколога. Остаётся надеяться, что врачам удалось остановить болезнь, и у пациента нет отдалённых метастазов.

А теперь вернемся на несколько лет назад. Рака ещё нет – в толстой кишке только полип – доброкачественная аденома. Но, заметив дискомфорт в животе и следы крови в кале, пациент обратился к врачу, был направлен на фиброколоноскопию, при этой процедуре был выявлен и удалён полип. И всё – история закончилась на этапе предопухолевого заболевания.

Так что если кто-то думает, что сделать маммограмму, колоно- или гастроскопию это мучительно больно и страшно, а «ходить по врачам» здоровому человеку не нужно – стоит задуматься, что в итоге мучительнее и сложнее.

- При каких симптомах нужно идти на прием к онкологу или на диагностику, чтобы не пропустить эту самую первую стадию?

- К сожалению, ранние стадии злокачественных опухолей почти не имеют клинических признаков и выявляются только в процессе специального обследования. Поэтому так важно проведение диспансеризации. И путь к победе над раком лежит в охвате населения квалифицированным и инструментально насыщенным диспансерным наблюдением. К сожалению, сегодня большинство страховых компаний системы ДМС ориентированы на лечение «по жалобам», государственная программа диспансеризации малоэффективна, а большинство граждан определение крепкого здоровья связывают с количеством лет, которые они не обращались к врачу.

В такой ситуации единственным выходом становится сознательность граждан и прохождение ими качественного диспансерного обследования в клиниках с хорошим диагностическим оснащением.