Наиболее частые причины обращения к детскому психологу

15.03.2017

В данной статье психолог-консультант Клиники «СМТ», Кружковская Илона Олеговна, освещает некоторые из основных вопросов и проблем, с которыми родители обращаются к помощи детского психолога.

Детский психолог может консультировать как семью в целом, в полном составе, так и отдельно ребенка, если он достиг подросткового возраста, т.е. с 15 лет. Если ребенок еще маленький, то в таком случае коррекцию психолог может проводить в присутствии родителей в виде игры и разных видов терапий.

Чаще всего современные родители ставят ребенка во главу семьи.

Стоит задать себе вопрос: «Ребенок должен быть «главным» в семье или ребенок  — это то «главное», что есть у родителей?»

Когда ребенок любимый и долгожданный, и единственный, то хочется дать ему все самое лучшее, обеспечить его жизнь и сделать так, чтобы он ни в чем не нуждался. И бывает так сложно родителям  отказать своему чаду. Ведь каждый хочет быть «хорошим родителем». А как по другому быть «хорошим родителем», если не потакать ребенку во всем? И это первая ловушка, в которую попадают родители. Ведь если ребенок с пеленок не знает ни в чем отказа и все его желания удовлетворяются сиюминутно, то как в будущем он будет понимать, что есть вещи, которые делать нельзя, что есть ситуации, в которых нужно уметь ждать, что у родителей тоже есть свои  желания, что они тоже  люди. В таких ситуациях часто у самих детей возникает сложность с адаптацией к новым условиям, например, к детскому саду или школе. Стараясь сделать ребенку «хорошо», родители зачастую лишают ребенка такого важного опыта, опыта взаимодействия с окружающими, опыта преодоления сложностей, умения договариваться и стойко переносить ситуации, в которых им отказано в их просьбе. Ведь в социуме, в саду или школе, не будем рядом родителей, который все решат и все сделают, там деткам приходится самим общаться с разными людьми и переживать разный опыт. И чаще всего они оказываются к этому не готовы.

 Наиболее частые причины обращения к детскому психологу  фото

Вторая ловушка, в которую попадают родители – это страх.

Страх перед собственным ребенком. Страх перед тем, что он будет плакать, настаивать, просить, закатывать истерики. Родители боятся, что такая ситуация может пошатнуть его психическое состояние, нельзя, чтобы он так долго плакал. Часто этот псевдо гуманный мотив лежит в основе того, что родители идут на поводу у своих детей. Поддаются на их манипуляцию. А как иначе? В этом случае у родителей не хватает сил и терпения, чтобы выстроить с ребенком продуктивные отношения. В таких отношениях ребенок является «главным», потому что он диктует условия, а родители только подчиняются. Желая ребенку добра, родители отбирают у него возможность учиться жить в нашем мире, учиться общению с другими людьми, возможности быть не только  потребителем, но и отдавать и делать что-то для других, например, для своих же родителей. В таких взаимоотношениях дети точно не «главное» в жизни. На первый план выходит собственная родительская роль, родительская позиция: хороший я родитель или плохой, могу ли я обеспечить своего ребенка всем необходимым, что обо мне подумают окружающие?

Чтобы сделать ребенку действительно «хорошо» подумайте о том, чего Вы хотите для него? Вы хотите, чтобы каким он стал? Что вы для этого делаете или не делаете? Какой урок для ребенка несут Ваши действия? Что для Вас важнее: быть «хорошим» родителем в глазах окружающих или дать ребенку возможность научиться жить в обществе, где он сможет найти свое место?

Когда родители перестанут смотреть на себя, а начнут смотреть на ребенка. Когда они перестанут руководствоваться в своих действиях мнением окружающих, а начнут руководствоваться потребностями ребенка, истинными потребностями, тем, в чем ребенок нуждается в данный момент, какой опыт он может получить. Во время консультации я иногда предлагаю родителям детей дошкольного возраста сесть с ребенком рядом на пол и взглянуть на помещение с высоты роста ребенка. Взрослые понимают, что мир газами их ребенка выглядит совсем иначе, чем мир, который видим мы - взрослые.

Родители обращаются к психологу и по проблеме детской тревожности.

Тревожность - это состояние предчувствия, которое выражается физически и обеспечивает определенную реакцию на пугающие вещи и ситуации. В целом это  проявление неблагополучия личности. Тревожность, в отличие от тревоги это устойчивое постоянное состояние. Говорить о тревожности можно в случаях повторяющейся реакции тревоги  при разных ситуациях. Детская тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует ребенку в любом виде деятельности. Если тревога возникает при столкновении с чем-то конкретным, то речь идет о страхе. Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. Причина тревожности детей может возникать из-за нарушений детско-родительских отношений.

Тревожность развивается у ребенка в случае внутреннего конфликта, который может быть вызван противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой; неадекватными требованиями, чаще всего, завышенными; негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с частыми конфликтами дети более тревожны.

Детскую тревожность можно определить по следующим критериям: постоянное беспокойство; трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо; мышечное напряжение часто, в области лица, шеи; раздражительность; нарушения сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. Тревожным  ребенка можно назвать в том случае, если у него наблюдаются следующие признаки:  не может долго работать, не уставая;  ему трудно сосредоточиться на чем-то; любое задание вызывает излишнее беспокойство; во время выполнения заданий очень напряжен, скован; смущается чаще других; часто говорит о напряженных ситуациях; как правило, краснеет в незнакомой обстановке; жалуется, что ему снятся страшные сны; руки у него обычно холодные и влажные; у него нередко бывает расстройство стула; сильно потеет, когда волнуется; плохой аппетит; спит беспокойно, засыпает с трудом; пуглив, многое вызывает у него страх; обычно беспокоен, легко расстраивается; часто не может сдержать слезы; плохо переносит ожидание; не любит браться за новое дело; не уверен в себе, в своих силах; боится сталкиваться с трудностями.

Помощь детям и родителям в решении этой ситуации занимает длительное время и сопряжена с рядом трудностей. Работа с тревожными детьми проводится в трех направлениях: повышение самооценки; обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях; снятие мышечного напряжения. К тому же важно родителям научиться правильно вести себя с ребенком, если они видят симптомы, которые указывают на то, что у ребенка есть тревожность.

СДВГ – синдром дефицита внимания с двигательной гиперактивностью.

Синдромом двигательной гиперактивности принято называть незначительное нарушение некоторых функций нервной системы. Основой этих нарушений является ММД (минимальная мозговая дисфункция). По сути это остаточные явления, которые могли возникнуть вследствие нарушения или особенностей  внутриутробного развития плода, либо при родах, а также при перенесении заболеваний, часто с осложнениями в первые месяцы жизни. Если некоторые функции мозга нарушены, или не соответствуют должному развитию, то, по мере взросления ребенка, эти дисфункции нарастают. Это приводит к патологии развития некоторых функций мозга, одной из которых является «синдром двигательной гиперактивности».

В целом, дети с подобными особенностями подвержены нарушениям со стороны восприятия окружающего мира, себя и получаемой информации; нарушению памяти, внимания, концентрации, координации движений, моторики и т.п. При этом дети с синдромом двигательной гиперактивности обладают достаточным, а иногда и высоким интеллектом, но из-за функциональных нарушений им сложнее воспринимать, обрабатывать информацию и давать ту реакцию, которую от них ждут.

Решение этих и многих других проблем в комплексе помогает ребенку адаптироваться к требованиям и условиям социальной среды, нормализовать отношения в семье, создать ребенку условия для гармоничного развития и формирования здоровых установок на всю жизнь.

Автор статьи: Кружковская Илона Олеговна – семейный психолог


Запишитесь на прием или узнайте подробную информацию об услугах по телефону +7(812) 777-0-379

Запись на прием


ФИО*
Ваш телефон (для уточнения информации с Вами свяжется наш специалист)*
ФИО доктора*
Специализация*
Вы посещали клинику ранее?
Комментарии (укажите удобную дату и время приёма, а также другие пожелания)*
 

* - обязательные поля

Возврат к списку