Синдром карпального канала (синдром канала Гийона)

Синдром канала Гийона (туннельный синдром запястья, запястный синдром, карпальный туннельный синдром) - заболевание, при котором появляются периодическое ощущение или постоянное чувство онемения пальцев, ощущение покалывания или мурашек, острые и болезненные «прострелы» в пальцы, ощущения отёка пальцев кисти.

Симптомы

фотоЕсли все перечисленные симптомы вам знакомы, то, скорее всего, можно говорить о так называемом туннельной синдроме запястья (синдром карпального канала). Причиной этих неприятных и болезненных ощущений, как правило, служит компрессия (сдавливание) срединного нерва в запястном канале. Симптомы запястного туннельного синдрома могут проявляться в любое время.

Зачастую болезненные ощущения или онемение пальцев происходит во сне, что является причиной пробуждения. С другой стороны, болезненность и онемение может наступать и в течение дня, когда пальцы и кисть испытывают определённое напряжение: удержание книги, мобильного телефона, компьютерной мыши, автомобильного руля и т.п. Возвышенное положение или обычное встряхивание верхней конечности может помочь в борьбе с неприятными или болевыми ощущениями.

Симптомы развиваются постепенно и могут носить приходящий характер, но, если не начать лечение, могут стать причиной постоянной боли и дискомфорта. Одновременно с этим развивается слабость в кисти и пальцах, что ведёт к нарушению способности выполнять пальцами тонкие манипуляции, такие как завязывание галстука, застёгивание пуговиц на одежде, хватание и удержание мелких предметов (протягивание нити через иглу) и др. Всё это существенно снижает качество жизни и может негативно отражаться как на повседневной жизни, так и на выполнении профессиональной деятельности.

Диагностика

фотоВ диагностике данного заболевания помогает выполнение доктором определённых проб и тестов, а именно:

• Перкуссия неврологическим молоточком над областью запястного канала где проходит нерв, обычно вызывает боль и острые «прострелы» в пальцы кисти (положительный симптомом Тинеля)
  • Сгибание (разгибание) кисти в лучезапястном суставе на 90 градусов и удержание кисти в данном положении, как правило, приводит к онемению, покалыванию или слабости в кисти и пальцах менее чем за 60 секунд (положительный тест Фалена)
  • Сдавление запястья в области прохождения срединного нерва вызывает онемение и/или боль в большом, указательном , среднем, половине IV пальцах руки (положительный тест Дуркана).
  • На более поздней стадии пациент не может соединить большой палец и мизинец, либо врачу удается заметно легко разъединить сомкнутые большой палец и мизинец пациента (оппозиционная проба).

К дополнительным методам диагностики стоит отнести:

• ЭлектроНейроМиоГрафия (ЭНМГ)
  • Рентгенография лучезапястного сустава и кисти для исключения других патологических состояний и последствий травм.

Лечение

фотоВ лечении данного заболевания используются как консервативные, так и хирургические методы. Обычно лечение начинают с разгрузки (иммобилизации) кисти и запястья, используя специальные приспособления - ортезы. Иммобилизацию следует выполнять хотя бы на ночь. В остром периоде рекомендуется ношение ортеза 24 часа.

Одновременно с этим пациенту назначается определённая терапия вместе с физиотерапевтическим лечением. Весьма эффективным способом лечения могут оказаться так называемые блокады, с использованием местных анестетиков и гидрокортизона, вводимые в область запястья.

Если возможности консервативного лечения исчерпаны, прибегают к хирургическому лечению, которое, как правило, сводится к частичному или полному пересечению связки, под которой залегает ущемлённый нерв. В настоящий момент для лечения данного заболевания успешно применяется эндоскопический метод, плюсом которого является малая травматизация тканей, т.е. все манипуляции производятся из минимального разреза в области лучезапястного сустава.

фотоЛечение кисти, основываясь на общехирургических принципах, имеет свои особенности и требует от врача глубокого знания анатомии, физиологии, травматологии, пластической и сосудистой хирургии, хирургии периферических нервов.

Здоровая кисть - это ансамбль из множества костей, связок, мышц, сухожилий и нервов, согласованно работающих для выполнения разнообразных и сложных движений. В то же время, именно из-за такого сложного устройства, структуры кисти и пальцы часто подвергаются различным повреждениям и заболеваниям. Повреждения и деформации кисти нуждаются в особом лечении.

Это и привело к тому, что хирургия кисти выделилась в отдельную специальную область. Понимая многогранность этой проблемы, в мировом врачебном сообществе были созданы институты «кистевого хирурга», «кистевого терапевта» и «кистевой реабилитации». Были созданы ассоциации кистевых хирургов, терапевтов и т. д. В системе здравоохранения и медицинского образования выделено целое направление, посвящённое лечению и изучению патологических состояний кисти.

В клинике СМТ проводится комплексное обследование (МРТ, КТ, ЭНМГ, Рентген, УЗИ) и лечение патологических состояний кисти по следующим направлениям:

• травма структур кисти и пальцев (переломы, раны, вывихи, повреждение сухожилий)
  • последствия травм кисти (ложный сустав, артроз, застарелое повреждение сухожилий)
  • заболевания кисти (контрактура Дюпюитрена, болезнь де Кервена, стенозирующий лигаментит)
  • системные заболевания человека, приводящие к деформации структур кисти и утрате её функции (полиартрит)
  • пороки развития
  • нейрогенные деформации кисти
  • опухлевые образование структур кисти (энхондрома, гигрома, ганглий)

Травматологи-ортопеды клиники СМТ

фото

Отделение травматологии и ортопедии клиники СМТ